rus   ukr   ell   eng
         
  • Αρχική
  •  
  • Ιστορία
  •  
  • Πολιτισμός
  •  
  • Πύλη Επιχειρήσεων
  •  
  • Ακίνητα
  •  
  • Κατάστημα

Βάπτισμα των Ρώσων

Крещение РусиКрещение Руси

Крещение Руси — одно из главнейших событий древней истории. Однако под ним следует понимать не совсем то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Строго говоря, Крещение Руси было прежде всего актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом, поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности.

С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе стала не просто общественным, но и государственным институтом. Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. по инициативе великого князя Владимира.

Языческий культ древних славян, существовавший изначально на Руси, не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом) и Велесу (Волосу) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом. Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича. Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра, некое женское божество — Мокош, а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Князь ВладимирКнязь Владимир

Кое-где на открытых местах ставились изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, что составляло главную культовую сторону идолослужения. Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировосприятия.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Картина Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира»Картина Виктора Васнецова
«Крещение князя Владимира»

Таким образом, славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством.

Крещение Руси «принесло» христианство на Русь. Однако это было лишь политическим утверждением Христовой веры и Церкви на землях, лежащих вдоль знаменитого караванного пути «из варяг в греки». У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега — в Овруче, а младшего, Владимира — в Новгороде. В 977 году Ярополк позарился на землю Владимира. 15-летний Владимир бежал за море к варягам. В 978 г. в Киеве произошёл переворот: используя предательство воеводы Блуда, Владимир, убив Ярополка, сумел воцариться в Киеве.

Князь Владимир вполне соответствовал идеалу языческого правителя, являвшегося обычно у древних народов и верховным жрецом. Историки описывают его как жестокого язычника, приносившего своим богам кровавые жертвы. Как же произошел внутренний переворот в душе князя и что заставило его принять христианство?

О том, как именно крестился Владимир и как он крестил свой народ, существовало много преданий. Наиболее популярное, хотя и не столь надёжное предание представляет этим местом крещения Владимира г. Херсонес в Крыму (в окрестностях нынешнего Севастополя). Кроме того, Владимир мог принять Крещение в своей княжеской резиденции в Василеве (совр. г. Васильков Киевской обл.). Крещение Руси описано в древнейшей из дошедших до нас летописей — Повести временных лет, которая, однако, составлялась спустя почти 120 лет после означенного события и содержит множество противоречивых данных. Летопись начинает описание Крещения Владимира с сюжета «испытания вер» великокняжескими послами в разных странах, а именно — наблюдения за тем, где кто како служит Богу, и на этом основании принимается Крещение. При этом Владимиру доводится креститься, лишь совершив победоносный рейд на Корсунь (Херсонес) в Тавриде. «Повесть временных лет» датирует принятие крещения Владимиром под 988 годом, однако, смешивая это событие с корсунским походом и в результате заставляя кн. Владимира креститься в Корсуни и именно с этой целью осуществить сам поход. Однако, более ранние источники, например «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха (кон. XI в.) и византийские хроники говорят, что Владимир взял Корсунь на третье лето по своему Крещению: Крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети («Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха), крестились и придворные, дружина, горожане (разумеется, те, кто ещё оставался в язычестве).

В Крещении Владимировом зародилась Русская Церковь, и не столько храмы или новый политический менталитет, сколько великое начало всего того, что ныне связывается с древнерусской культурой и духовностью, и не только древней — по выражению историка Л. Н. Гумилёва: «победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю».

Памятник князю Владимиру

Памятник князю ВладимируПамятник князю Владимиру в Киеве

Памятник князю Владимиру был открыт в 1853 году. В своем нынешнем виде этот памятник настолько привычен, что невозможно вообразить его иным. Однако он мог принять совсем не такой облик или вообще не появиться над Днепром.

В 1840-х годах была произведена так называемая отделка горы. Перед тем ее неупорядоченный склон постоянно угрожал сползти на Владимирский (в то время Александровский) спуск. Поэтому гору спланировали, укрепили и устроили промежуточную террасу.

По первоначальному замыслу на этой террасе должен был появиться не памятник, а всего лишь небольшая беседка. Но уже в 1843 году известный русский скульптор Василий Демут-Малиновский подготовил «Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа — памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру».

А постаментом ему предполагалась часовня-пещера с надписью над входом: «Внидите и помолитеся». Однако вскоре появилось другое предложение — та же фигура князя, но на высоком пьедестале, подобном нынешнему. Царь Николай I, рассматривая варианты, выбрал именно этот.

Однако Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) считал противоестественным сооружение «памятника-идола» в честь того самого князя, который прославился ниспровержением языческих кумиров. С его точки зрения, куда разумнее было бы соорудить новый храм во имя Святого Владимира.

Мнение мудрого митрополита много значило для киевлян, поэтому инициаторам пришлось искать компромиссный выход. Сперва рассмотрели вариант устройства подземной часовни-пещеры под пьедесталом, непосредственно в склоне горы. Но такое сооружение потребовало бы огромных расходов. В апреле 1853 года столичные власти утвердили присланный высокопреосвященным Филаретом проект Владимирского собора, а уже 30 сентября 1853 года состоялось торжественное открытие памятника. Для успешного создания монумента немало потрудился видный скульптор барон Петр Клодт. Именно ему довелось принять на себя ответственность за его художественное решение после смерти Демут-Малиновского. Архитектором выступил О. Тон.

Первоначальный проект бронзовой фигуры князя с крестом был в 1849 году изменен и высочайше завизирован. Он принял уже почти нынешний вид, только Владимир держал в руке православный восьмиконечный крест.

Тот же Клодт выполнил модели для скульптурного оформления постамента. Сам этот восьмигранный пьедестал высотой 16 метров был сооружен из кирпича и облицован чугуном.

На пьедестале встречаются различные рельефные изображения: композиция «Крещение Руси», покровитель Киева — Архистратиг Михаил, звезда и крест российского ордена Святого Владимира.

У подножия фигуры изображены оружие, символы плодородия, факел просвещения. Модернизированные светильники и сегодня ослепительно сияют на кресте над пьедесталом.

В 1953 году памятник реставрировали.


Warning: imagepng(): Unable to open './images/captcha/f6a48db42540a37dbcfe8af317050dbf.png' for writing: Permission denied in /var/www/html/greeks.ua/library/Zend/Captcha/Image.php on line 557

Назад

 

 
  • Αρχική
  •  
  • Ιστορία
  •  
  • Πολιτισμός
  •  
  • Πύλη Επιχειρήσεων
  •  
  • Ακίνητα
  •  
  • Κατάστημα



© Έλληνες της Ουκρανίας, 2008 - 2015 Νομική πληροφορία και προϋποθέσεις χρήσης Περί Πύλης