rus   ukr   ell   eng
         

Греческая диаспора Украины

Остатки греческой церкви в КрымуОстатки греческой церкви в Крыму

Греческая колонизация черноморского берега Крыма началась ещё в античные времена и связана с бурным ростом греческих полисов. В поисках лучшей жизни и плодородных незанятых земель понтийские греки (Иония — прибрежная область Малой Азии) — в основном выходцы из города Милета — устремлялись к берегам Эвксинского Понта (Чёрного моря). Важную роль в колонизации Черноморского побережья сыграли жители и других мест Греции и Малой Азии.

В конце VI в. до н.э. выходцы из Малой Азии основали в Крыму свои первые колонии — Феодосию, Мирмекий, Коркинитиду (Евпаторию), Пантикапей (Керчь), в V в. до н.э. — Херсонес ( в районе современного Севастополя). Это было время величайшего расцвета эллинской науки и культуры. В Приазовье, в устье Дона, в начале III в. до н.э. возник город Танаис.

Все греческие колонии в Крыму административно делились на две части: одни входили в состав Херсонесской республики, другие — в Боспорское царство. В состав Херсонесской республики входили населенные пункты, расположенные на равнинном западном и северо-западном побережье Крыма. Господствующим классом в республике были греки-рабовладельцы, рабами — жители местных племён — скифы и тавры. В конце II в. до н.э. в борьбе против скифов, обратившись за помощью к понтийскому царю, Херсонес утратил независимость и вошёл в состав Понтийского царства. С этого времени Херсонес постепенно приходит в упадок.

В I веке н.э. здесь было принято христианство, после чего усилилось влияние Константинополя — столицы Византии. В этот период судьба всех греческих колоний связана с Римом, установившим свою власть над Средиземноморьем. С этого времени византийцы именуют себя ромеями, т.е. римлянами. И только греки Причерноморья до сих пор именуют себя ромеями. В Херсонесе в 983 году крестился Киевский князь Владимир Великий. Окончательно своё могущество Херсонес потерял с приходом в Крым в XIII в. генуэзцев.

Боспорское царство возникло в V в. до н.э. Центром царства стал город Пантикапей, который вскоре превратился в крупнейший экономический и торговый центр эллинского мира в Причерноморье. В конце II в. до н.э. Боспорское царство потеряло свою политическую независимость, а в 81 г. до н.э. покорилась, как и Херсонес Понтийскому царю Митридату.

Переход греков в Азов

В начале новой эры в Крым устремляются различные племена. Тут побывали гунны, болгары, угры, хазары, но никто в Крыму не осел. С VIII в. вновь проявляют интерес к Крыму славяне. Византия, установив свою власть над Крымом, была заинтересована в греческом элементе в Крыму. Значительный приток греческого населения отмечен в VIII в. в эпоху иконоборческого движения и затем в XIII в.

В XII в. после основания Золотой Орды в Крыму появились татары. Здесь они со временем приняли магометанство. В этот же период в Крым прибыли венецианцы и генуэзцы (итальянцы), которые заняли удобное для торговли южное побережье. Очевидным было их влияние на местных христиан — греков и армян (последние прибыли в Крым в 1262 году).

До прихода татар христианство в Крыму распространялось спокойно. Борьба двух религий в Крыму началась позже.

В середине XV в. под ударами турок-османов пал Константинополь и вся Византийская империя. Спустя 4 года в 1457 году татары, при содействии Турции, объединяются в Крымское ханство. Получает дальнейшее развитие магометанство. Постепенно Крымское ханство становится заметной силой в регионе. С ним начинают считаться Русь, Польша, Литва.

В результате войны Турции против Крымского ханства в 1475 году прекратили своё существование колонии генуэзцев. В 1478 году Крымское ханство потеряло независимость и стало вассалом Турции.

С этого времени все земли в Крыму делятся между турецким султаном, крымским ханом и феодалами. Хан назначался султаном. Татары Крыма никогда не хотели примириться со слиянием своего государства с Османской империей.

Поражение генуэзцев резко ухудшило положение греков. Теперь они лишились своего единственного защитника. С уходом из Крыма генуэзцев и приходом на южный берег турок две религии столкнулись «лицом к лицу». И всё же, несмотря на сложность отношений между христианами и мусульманами, правители Турции и Крымского ханства были заинтересованы в соседстве и сотрудничестве с христианским населением Крыма. Греки и армяне, несколько сот грузин и валахов приносили значительный доход и ханской и султанской казне. Поэтому и хан, и султан вынуждены были терпеть и формально даже поддерживать греков и армян. В конце XV — начале XVI вв. Турция уже прочно владела Крымом. Всё сильнее шёл процесс отуречивания.

С XVI в. Московское государство упорно стремится к Чёрному морю. К концу XVI в. могущество Турции стало ослабевать. Южные морские рубежи становятся жизненно необходимыми России. В результате войн она получает от Турции Азов и Таганрог, но в 1710 году всего лишилась. С приходом к власти Екатерины II наступило новое обострение русско-турецких отношений, завершившееся объявлением Турцией в1768 году войны России. В 1770 году русские войска под командованием графа Румянцева одержали победу над турками. Год спустя был захвачен весь Крым. Ещё через год русские заключили мирный договор с татарами, согласно которому часть татарских и ногайских орд признали свою независимость от Турции. Был сделан первый важный шаг на пути присоединения Крыма к России.

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. с новой силой вспыхнули религиозные распри между христианами и мусульманами, участились случаи убийства греческих священников. Митрополиту Игнатию приходилось скрываться. Боясь расправы со стороны турок, многие жители греческих деревень уходили в горы, в пещеры.

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Крымское ханство становилось независимым от Турции. Война 1768-1774 годов вызвала самую значительную волну греческой эмиграции в Россию. Это были солдаты и офицеры добровольческих батальонов, многие жители Архипелага. Поселились греки-переселенцы преимущественно в Керчи и Еникале, позднее в Балаклаве, Таганроге, Херсоне.

В 1775 году специальным указом Екатерины Второй грекам-переселенцам были даны большие льготы. В частности, на 30 лет они освобождались от всех податей и рекрутского набора, а также ежегодно греческим общинам отпускались деньги («Жалованная грамота» Екатерины II).

Руины г. Херсонеса в КрымуРуины г. Херсонеса в Крыму

Екатерине Второй понравилась идея заселить колонистами из Крыма огромные пустынные пространства Новороссии — это земли современных Одесской, Кировоградской, Николаевской, Херсонской, Днепропетровской, Донецкой, Луганской и Запорожской областей. Много веков подряд эти огромные степные пространства на юге Украины не только не приносили государству никакого дохода и пользы, но и служили источником постоянных тревог, являясь объектом регулярных набегов со стороны крымских татар и ногайцев.

Основными мотивами в колонизационной политике русского правительства были укрепление южных рубежей и подрыв экономического могущества ханства, что содействовало давно желаемому присоединению Крыма к России.

С окончанием войны переселение христиан из Крыма возводится в ранг государственной политики. Переселение организовали Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, под контролем императрицы Екатерины Второй. Религиозные распри в Крыму использовались Екатериной Второй как повод к переселению христиан, как демонстрацию себя в роли заступницы угнетенных народов.

Весной-летом 1778 года людьми Суворова и духовными руководителями греков и армян велась агитация и подготовка к переселению. В разных местах Крыма вспыхивали столкновения, татары угрожали расправой готовящимся к переселению.

Переселение началось с 28 июля 1778 года. К 8 сентября через Перекоп прошло более 17,5 тысяч человек. По докладу Суворова в середине сентября переселено в Азовскую губернию 31098 душ, из них 18394 грека.

Так вывод христиан завершился. В 1783 году русские войска заняли Крым, 8 апреля Крым был присоединен к России.

ГРЕКИ УКРАИНЫ

С древних времен территория современной Украины была ареной взаимодействия различных цивилизаций и культур, среди которых значительную роль играла греческая цивилизация. В VIII -V веках до нашей эры, в период известный как эпоха Великой греческой колонизации на обширной территории Северного Причерноморья возникли города-государства, основанные выходцами из Эллады. Среди этих полисов своим значением и величиной отличались Ольвия, Тира, Пантикапей, Херсонес, Фанагория. Главными мотивами переселения греков на берега Черного моря были торговые и аграрные интересы (в последнем случае имеется в виду поиск новых земель вследствие перенаселения территории Греции). Важно подчеркнуть, что благодаря древнегреческим поселенцам местные племена скифов, меотов, тавров знакомились с передовыми культурными достижениями и хозяйственными технологиями, древнегреческими нормами общественного устройства. Разноплеменной конгломерат Причерноморья активно вовлекался в торговый обмен с Элладой. Существует мнение, что именно античные традиции обусловили экономическую специализацию региона и в последующие эпохи. Это - земледельческое освоение, хлебный экспорт, виноделие, а также хозяйственное сотрудничество разных этнических элементов. Влияние греков ускорило распад родоплеменных отношений в среде местного населения, что закладывало определенную почву для становления государственности [8; 29].

Следующий этап проникновения греков в украинские земли приходится на время существования Киевской Руси (IX- середина XI вв.) - крупного государства восточных славян. После принятия на Руси восточного варианта христианства в 988 г. усилились византийско-славянские контакты. Первое официальное упоминание о деятельности греческого православного священника в Киеве относится к 988 году, когда князь Владимир построил храм святой Богородицы (Десятинную церковь). Настоятелем храма стал грек из Корсуня (бывший Херсонес) Анастас [4;49-50].

Утверждение христианской (греческой) веры как государственной религии сопровождалось созданием соответствующей церковной организации (митрополии), ведущую роль, в которой играли греки. Глава древнерусской церкви - митрополит Киевский - освящался константинопольским патриархом. Киевская митрополия в XI - первой половине XIII вв. была самой большой в патриархате и состояла из 21 епархии. Из 23 митрополитов руководивших ею за этот период, подавляющее большинство - 19, были греками [10; 497]. С одной стороны они были проводниками византийской церковной и государственной политики на древнерусских землях, а с другой стороны их деятельность носила весьма конструктивный характер. Греческие иерархи не раз выступали посредниками и миротворцами между соперничающими князьями, являлись носителями высокой византийской культуры. Так, митрополиты Иоанн I, Георгий, Иоанн II, Никифор I были известны как высокообразованные люди - «книжники», авторы многочисленных полемических произведений [3; 24].

Греческие монахи были также основателями монастырей, которые создавались на Руси по решению константинопольских патриархов. В 1050 г. был открыт наиболее почитаемый Киево-Печерский монастырь. Его основатель — монах из Афона грек Антоний [4; 50].

Вслед за монахами и церковными иерархами в Киевской Руси появились греки - ремесленники, строители, архитекторы, которые принимали участие в сооружении храмов, обучали мастерству местных зодчих.

Постоянные связи Византии и Руси способствовали не только заимствованию элементов и достижений материальной и духовной культуры Византии, но и выработкой технологии ее воспроизведения, адаптации к новым социо- и этнокультурным потребностям. Так, греческая письменность стала основой создания славянских алфавитов глаголицы и кириллицы, использовавшихся в Киевском государстве.

Таким образом, греческое влияние на становление и развитие православия в Киевской Руси было определяющим. Более того, греческая вера стала синтезирующим ферментом в диалоге наших культур. Впоследствии же общность религий выступает важнейшим фактором, который обуславливал взаимную комплиментарность украинского и греческого народов, благоприятную духовно-психологическую атмосферу для обустройства греческих эмигрантов на украинских территориях. В ХV-ХVI вв. усиливается сходство исторических судеб наших народов. Оба они теряют государственность и развиваются в составе других держав, украинцы - в составе католической Польши, греки - под гнетом мусульманской Османской империи. В это время во многих городах Украины возникают торговые фактории греческих купцов, а в некоторых из них, как, например, в Львове, формируются своеобразные торговые диаспоры. Греки-купцы занимают влиятельные позиции в торговле украинских земель с Востоком. Интересно отметить, что ряд греков сделали внушительную карьеру при польском дворе. Например, купец Константин Корнякт являлся советником польского короля [14; 58 ].

В то же время греки оставались защитниками прав православного населения. Греки были среди участников братств - организаций православных украинцев, которые занимались просветительской деятельностью. Так, они принимали активное участие в деятельности львовского Успенского братства, созданного в 1596 г. На нужды братств греки жертвовали значительные суммы, а выдающиеся греческие православные теологи преподавали в братских школах. На деньги К.Корнякта была построена колокольня Успенской церкви, которую благодарный сенат города назвал башня Корнякта. Львовский купец грек Алексей Балабан за собственные средства восстановил часовню Трех святителей.

Не менее серьезным было интеллектуальное влияние в западноукраинском регионе. Известный церковный деятель, бывший епископ Елассонский Арсений Грек был первым ректором братской школы во Львове. Под его руководством в 1591 г. была составлена и издана первая в Украине греко-славянская грамматика «Адельфотес», ставшая учебным пособием для всех братских школ [14;59 ].

Деятельность греческих православных интеллектуалов на западных украинских землях способствовала поддержанию духа православной ойкумены в противовес усилению католицизма.

Наиболее известные греческие общины на территории современной Украины сформировались в XVII-XVIII веках. После Национально- освободительной войны, которую вел украинский народ против польских угнетателей в 1648-1657 гг. возникла необходимость в восстановлении хозяйственной и торговой инфраструктуры новообразованного украинского казацкого государства. Коммерческий опыт и торговые связи греков могли послужить реализации этих заданий. В 1657 г. гетман Богдан Хмельницкий своим универсалом пригласил выходцев из Греции поселиться в Нежине. Греки, которым были предоставлены многочисленные привилегии, содействовали тому, что он вскоре стал одним из процветающих городов Украины. В Нежине греки создали свое купеческое общество, орган самоуправления - магистрат, имели собственный суд, две церкви, а также библиотеку [15; 23 ]. Особую роль в жизни нежинской общины сыграли крупные купцы — братья Анастас, Николай, Зой Зосимы. Одно только перечисление направлений благотворительной деятельности купцов Зосимов не может не впечатлять. Здесь и строительство церквей, помощь бедным прихожанам, основание и поддержка учебных заведений, выделение стипендий учащимся, помощь больницам и приютам, выкуп заложенных за долги домов бедных семей. Причем все эти благодеяния распространялись не только на социальную и культурную сферу нежинской общины, но и на историческую родину братьев - Эпир.

Можно говорить о том, что братья Зосимы и ряд других греческих меценатов, всей своей жизнью утверждали идею национальной солидарности и взаимопомощи в ее разных проявлениях - солидарность диаспоры и исторической Родины, солидарность внутри общины, между богатыми и бедными соплеменниками, солидарность с украинским населением. Именно благодаря конкретному воплощению этой идеи удавалось решать непосредственные задачи стоявшие перед национальным сообществом. Этот опыт, на наш взгляд, чрезвычайно актуален и сегодня.

Значительная греческая община существовала в Киеве. В 1739-1741 гг. на средства греков на Подоле была построена церковь в стиле барокко, названная Екатерининской. В Киеве последние годы жизни провел бывший господарь Молдавии и Валахии Константин Ипсиланти. В 1807 г. он приобрел усадьбу возле Киево-Печерской лавры [3; 28 ]. Именно здесь прошли детские годы его сыновей, будущих руководителей национально-освободительной борьбы греческого народа Александра и Дмитрия Ипсиланти.

В XVIII веке серьезным стимулом для усиления переселенческой активности греков стала политика Российской империи, которая к концу столетия подчинила себе большую часть украинских земель. Стремясь освоить территории Юга Украины, российское правительство поощряло греческую эмиграцию, предоставляя колонистам всяческие льготы. Одними из первых греческих переселенцев в южные, причерноморские районы Украины были добровольцы, участвовавшие на стороне России в русско-турецких войнах второй половины 18 века. Уже на территории Российской империи из них создавались греческие военные формирования с целью обезопасить новые рубежи государства. Так, появились Балаклавский греческий батальон, просуществовавший с 1784 до 1859 г, а также Одесский греческий дивизион (1795-1819 гг.) — известные своей доблестью военные формирования Российской империи. За греческими волонтерами в украинское Причерноморье переселялись греки-купцы, ремесленники, представители аристократических родов. Так, греки составляли значительную часть населения Одессы (10-15 %) с момента основания города в 1794 г. Это были в основном, крупные купцы, предприниматели, представители влиятельных торговых домов - Ралли, Маразли, Родоканаки, Севастопуло. Их торговые фирмы занимали ведущие позиции в традиционном для Северного Причерноморья экспорте зерна.

В рамках своей общины одесские греки занимались активной религиозной, просветительской, благотворительной деятельностью. В 1808 г. в городе была открыта греческая церковь святой Троицы. В 1816г. при финансовой поддержке ряда греческих фирм и частных лиц было основано греческое коммерческое училище. Данное учебное заведение, в котором могли бесплатно учиться не только греки, но и представители других национальностей, приобрело большой авторитет во всем греческом мире. Здесь преподавались как специализированные экономические, юридические дисциплины, так и гуманитарные предметы. В 1894 г. по царскому указу училище получило статус юридического лица, тем самым, встав в ряд наиболее известных учебных заведений Российской империи.

Благодаря активной меценатской поддержке греческих предпринимателей Одессы, город в XIX в. превратился в один из центров греческого образования в диаспоре. Если в 1821 г. в городе насчитывалось 5 греческих школ, то в 1823 г. в 23-х школах обучалось 2778учащихся.

Крепкие финансовые позиции обусловили формирование городской греческой аристократии, которая вошла в состав муниципальной администрации. Выдающееся место в истории Одессы занимает Григорий Маразли, который с 1878 по 1895 гг. занимал должность Одесского городского головы. За это время Г.Маразли построил около 40 общественных и учебных заведений, предприятий, культурно-просветительских учреждений. С его именем связано появление в Одессе трамвая, газового освещения, строительство центрального почтамта. При Маразли также строились ночлежные приюты, дешевые столовые и больницы для бедных одесситов. Заслуги Г.Маразли были отмечены многими государственными орденами и наградами Российской империи [14;211 ].

Концентрация греческой торгово-купеческой, политической аристократии и представителей иных социальных слоев в Одессе создала предпосылки для возникновения греческой политической организации национально-освободительного направления. Этому способствовали приграничное расположение города и заступническая политика России. В 1814 г. трое греческих купцов - Николаос Скуфас, Афанасиос Цакалов и Эммануил Ксантос основали тайное общество - Филики Этерия, сыгравшее главную роль в организации освободительной борьбы. В 1820 г. во главе общества стал Александр Ипсиланти [14; 234 ].

Зарождение в Одессе организационных форм национальной борьбы еще раз подчеркивает то значение, которое имела диаспора в процессе возрождения национального сознания и формировании политического и культурного лица новой независимой Эллады.

Следует сказать, что первым президентом независимого Греческого государства был Иоаннис Каподистрия, который до этого возглавлял Министерство иностранных дел Российской империи.

В конце 18 —нач. 19 вв. продолжались традиции просветительской деятельности греческих педагогов, интеллектуалов в украинских землях. Среди преподавателей, которые работали в украинских учебных заведениях-Харъковском, Черниговском коллегиумах, Ришелъевском лицее в Одессе, Киевской духовной академии были известные ученые из Греции: Г.Геннадиос, К.Вардалахос, Г.Лассанос, Н.Теотокиси др.

В салон красоты парикмахерские кресла Киев от производителя. С Украиной и Россией была связана просветительская деятельность ученого-энциклопедиста и педагога Е.Булгариса. Его труды охватывали многие области знаний: философию, филологию, историю, искусствоведение, физику, математику. Научные изыскания этого греческого просветителя были широко известных в академических кругах. В 1776 г. он был избран почетным членом Петербургской Академии наук.

Особое место среди греческого населения Украины занимали греки Приазовья. Приазовская греческая община включала в себя преимущественно сельское население и образовалась в результате переселения из Крыма, инициированного российским правительством в 1778 году. Еще в Крыму в среде греков происходили сложные этнические процессы, которые привели к формированию двух отличающихся в языковом отношении субэтнических групп - румеев и урумов. Румеи говорят на диалектах близких к новогреческому языку, а урумы - на тюркских диалектах. Исследователи до сих не определились полностью по вопросу происхождения каждой из этих групп. Так, например, одни исследователи считают румеев прямыми потомками древнегреческих колонистов, которые ассимилировали местные племена скифов, меотов, тавров. Другие ученые уверены в том, что формирование румейской группы осуществлялось за счет разных волн миграции с Малой Азии и Балкан в течение 6-17 столетий [16; 12 ]. Происхождение урумов чаще всего связывают с языковой ассимиляцией части греческого населения крымскими татарами, в результате чего греки перешли на тюркские диалекты [5; 234]. Несмотря на языковые отличия, сохранившиеся до сих пор обе группы - румеи и урумы - имеют много общих черт материальной и духовной культуры, общее греческое самосознание и христианскую веру, что позволяет их рассматривать как единый этнос. Не менее спорным является вопрос о причинах и характере переселения. Долгое время в научной литературе доминировал тезис советской историографии об исключительно добровольной эмиграции, вызванной нестерпимым национальным, социальным и религиозным угнетением со стороны мусульманского Крымского ханства [5; 14 ]. Сейчас эта версия все чаще оспаривается. Неравноправное положение греков в Крыму было действительно существенной причиной, которая вынудила их переселиться в Россию. Но эта причина была не единственной, и, очевидно, не главной. Ключевую роль, по-видимому, сыграли заинтересованность России в освоении новых территорий и желание подорвать экономику Крымского ханства. Дело в том, что греки контролировали значительную часть торговли Крыма и, вообще, отличались материальным благосостоянием. Поэтому исход экономически активного и трудолюбивого населения должен был, по мнению России, ослабить ханство [17; 32].

К тому же, заселение греками недавно приобретенных территорий способствовал бы их хозяйственному освоению и превращению в житницу империи. В то же время, совершенно естественно, что далеко не все греки стремились покидать насиженные места и свои хозяйства. Своим материальным положением в Крыму они, в целом, были довольны. В нежелании выселяться из Крыма следует отметить также важный психологический фактор. Трудно было покидать места, где была прожита жизнь, где своими руками были построены дома, где выросли дети и внуки, где находились могилы предков. Играли свою роль и различия климатических условий. Греки привыкли к теплому климату Крымского полуострова, и впоследствии, их опасения относительно сложностей приспособления к холодным ветрам и жестоким морозам приазовских степей вполне оправдались.

Для того, чтобы убедить греков в необходимости переселения в Приазовье требовалась активная пропагандистская работа. Ее проводили представители российского правительства, пользуясь тем, что по договору 1774 г. с Турцией Россия имела право вмешиваться во внутренние дела Крыма. Русское правительство гарантировало грекам многочисленные льготы на новых землях. Именно обещания невиданных экономических и культурных перспектив в России склоняли все большее их число к согласию на выселение.

В среде греков организатором переселения был митрополит Игнатий - патриот, искренне веривший в целесообразность вхождения под скипетр единоверной России. Выход из Крыма начался осенью 1778 года, под руководством графа А.Суворова. Всего переселялось 31 тыс. человек, христиан, из которых 18 395 были греками, а остальные - грузины, армяне, волохи. Акция была плохо подготовлена и превратилась в настоящее испытание для переселенцев. Не хватало транспорта, продовольствия, вследствие чего в пути многие греки заболели и умерли. По подсчетам исследователей во время переселения погибло 4 тыс. человек [6; 83 ]. Более того, первоначально грекам отвели для поселения неудобные, и уже частично занятые земли в районе Самариной балки, возле Екатеринославля, где поселенцев оставили зимовать, не оказав помощи в обустройстве. Только после упорных ходатайств митрополита Игнатия, в 1879 году грекам предоставили территории на побережье Азовского моря. Здесь колонисты основали город Мариуполь и 21 село. Одновременно, российская императрица даровала грекам, так называемую Жалованную грамоту, в которой перечислялись их привилегии. Они были весьма существенными, хотя, по мнению многих исследователей не могли полностью компенсировать утраты. Среди этих льгот - большие земельные наделы - 30 десятин (1 десятина - 1,09 га) на душу, помощь со стороны государства в обустройстве жилищ, освобождение от налогов и воинской повинности. Кроме того, на греков не распространялось крепостное право, они могли свободно заниматься любыми промыслами, имели свое самоуправление и суд.

В 1807 г. на этих территориях был образован Мариупольский греческий округ, являвшийся, по сути, автономной административной единицей, где жило исключительно греческое население. И это в то время, когда сама Греция была лишь околицей Османской империи.

На своей новой Родине греки занимались в основном скотоводством и земледелием. В 1859 г. российское правительство упразднило автономию греческого округа и разрешило селиться здесь украинскому и русскому населению. Это было связано с индустриализацией региона и необходимостью увеличения численности жителей для работы на заводах и фабриках. Усилившиеся контакты с украинцами и русскими способствовали диалогу культур, обмену хозяйственными навыками. В то же время несколько подрывалась культурная самобытность греков, в связи с распространившимся переходом на русский язык, который был официальным и господствовал в общественной жизни. Тем более, что еще в Крыму греки утратили традиции письменности, а их диалекты функционировали как разговорные. Национальная интеллигенция формировалась, обучаясь в русских учебных заведениях. Однако целый ряд представителей греков Приазовья, других регионов Украины сумели реализовать себя в рамках русского и украинского культурного пространства. Среди них - выдающийся художник Архип Куинджи, киевский губернатор в 1839-1852 гг, общественный деятель, ученый Иван Фундуклей, первый ректор Харьковского университета ВасилийКаразин, просветитель, педагог, ученый и общественный деятель, основатель первой в Мариуполе гимназии - Феоктист Хартахай, историк, искусствовед, член-корреспондент Российской Академии наук Дмитрий Айналов и другие.

То, что греки Приазовья были более многочисленными, чем другие греческие общины и проживали компактно в сельской местности, имело немаловажное значение. В силу этого они в меньшей степени подверглись влиянию ассимиляционных процессов. И если большинство городского греческого населения Нежина и Одессы к концу 19 столетия, после ликвидации самоуправленческих институтов рассеялось, либо вернулось в Грецию, то с греками Приазовья этого не произошло. Вот почему в XX веке именно им суждено было играть определяющую роль в историческом развитии греческой диаспоры Украины.

Особенно сложной, изменчивой, и по большей части драматичной была судьба греков Украины при коммунистическом режиме, в период существования СССР. В 20-30-х годах руководство страны проводило относительно демократическую национальную политику, которая была вызвана необходимостью привлечения на сторону новой власти представителей разных национальностей. В русле данного подхода в законодательном порядке создавались условия для возрождения национально-культурной самобытности этнических меньшинств, в том числе и греков. Так, в Приазовье были выделены 3 национальных греческих района: Сартанский, Мангушский и Великоянисольский, которые являлись формами административно-территориальной автономии [17; 145]. Получила развитие греческая национальная школа, театр, пресса, литература. На страницах газеты «Коллехтивистис» регулярно печатались поэтические произведения на греческом языке. Основоположником румейской поэзии стал Георгий Костоправ. Все проявления национально-культурной жизни были важным фактором формирования национальной интеллигенции и реализации творческого потенциала греческого населения.

В то же время нельзя не назвать существенные минусы политики «эллинизации». (Именно так назывался официально данный курс). Прежде всего, это идеологическая подоплека проводимых мероприятий. Разрешалось только то культурное и социальное творчество, которое соответствовало коммунистическим догмам. Также следует отметить, что в условиях авторитарной системы управления самостоятельная роль национальных районов и сельсоветов сводилась к минимуму. Крайне непродуманно подошла власть к решению языковой проблемы, которая являлась весьма непростой в силу отсутствия письменности у приазовских греков. Единым литературным и разговорным языком всех греков СССР, в т. ч. и приазовских румеев была признана димотика-разговорный язык Греции. Урумам предписывалось считать таковым крымскотатарский язык. На этих «официальных» языках велось обучение в национальных школах. Но румеи слабо понимали димотику, а урумские диалекты не тождественны языку крымских татар. Поэтому привить данные языки в качестве родных приазовским грекам не удалось, чем и объяснялись существенные трудности в деле национального образования. Родители предпочитали отдавать детей в русские школы. Так, в 1929 г. на национальных языках обучалось только 26,5 % греческих детей [17; 174].

Греческие же поэты, в основном, писали на родных диалектах, используя либо кириллицу, либо приспосабливая к ним классический греческий алфавит. Однако каковы бы ни были трудности «эллинизации», не они стали причиной ее трагического финала. В конце 1930-х гг. изменяется государственный курс в сфере национальных отношений. Были закрыты национальные школы и культурно-просветительские учреждения, ликвидированы национальные районы и сельсоветы. Более того, многие из представителей национальных меньшинств подверглись репрессиям, поскольку безосновательно рассматривались как потенциальные враги советской власти. Только в 1937-1938 годах в Донецкой области было репрессировано около 6 тысяч греков [8;95 ]. Это один из самых больших показателей среди всех национальных меньшинств Украины, попавших под пресс сталинской тоталитарной машины. В связи с этим, на современном этапе, в выступлениях представителей греческой общественностью и в работах некоторых исследователей данная репрессивная политика в отношении греков трактуется как геноцид. Либерализация общественной жизни в 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия прекратила волны террора и репрессий, однако не внесла существенных изменений в национальную политику. Национальные меньшинства не были теперь объектами гонений, но возврата к демократическому решению национального вопроса не произошло. Хотя Конституция СССР демагогически провозглашала равенство прав всех национальностей, на деле потребности большинства народов игнорировались. Проводился курс на «сближение и слияние наций». Считалось, что в СССР сформировалась новая общность людей - советский народ. Национальные различия рассматривались как несущественные и временные. Предполагалось, что они скоро исчезнут, будучи замененными единой интернациональной социалистической культурой. На практике в основе «социалистической культуры» лежал русский язык и русская культура, обрамленная коммунистической идеологией. Поэтому нетрудно догадаться, почему не были восстановлены греческие школы и другие национальные институты, почему наблюдалось снижение количества греческого населения и катастрофическое падение численности тех, кто считал греческий язык родным. Так, в 1926 году на Украине проживало 104,5 тыс. греков из которых 83 % считало греческий язык родным. В 1989 году из 98, 5 тыс. украинских греков, греческий язык в качестве родного назвали лишь 18,5 % [14; 286].

Отдельные представители греческой интеллигенции пытались сохранить и развить духовное наследие своего народа. Они создавали литературные произведения на греческом языке, собирали и пропагандировали памятники фольклора, использовали национальные мотивы в изобразительном искусстве. Это поэты Антон Шапурма, Леонтий Кирьяков, Григорий Данченко, художники Лель Кузьминков и Валентин Константинов, фольклорист Эдуард Хаджинов, руководитель фольклорного коллектива «Сартанские самоцветы» Мария Гайтан, краевед Степан Темир и др. Однако такая деятельность не стала распространенной, поскольку наталкивалась на неприятие партийных органов и чиновников от культуры.

Несмотря на периодические преследования и неуважение своих национальных прав, греки Украины все же вынуждены были жить и работать в советском тоталитарном государстве. Многие из них искренне и беззаветно верили в коммунистическую идеологию и упорно трудились во благо процветания советской Родины. Судьбы их сложилась по-разному. Например, Паша Ангелина - первая женщина-трактористка, организовавшая женскую тракторную бригаду, неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета СССР, дважды награждалась званием Героя социалистического труда - одной из высших наград Советского государства. Признание советского руководства получил и Григорий Бахчиванджи — летчик, прославившийся в годы 2 мировой войны, испытатель первого реактивного самолета, трагически погибший в 1943 г., во время одного из испытательных полетов. А вот инженер-испытатель, разработчик двигателя уникального танка Т-34 Георгий Челпанов был репрессирован и погиб в сталинских застенках.

Исследователи неоднозначно оценивают ситуацию с реализацией социальных прав греков и других этнических групп в Советск


Warning: imagepng(): Unable to open './images/captcha/4e95c040693d5fc79f04b85f2a0f50b7.png' for writing: Permission denied in /var/www/html/greeks.ua/library/Zend/Captcha/Image.php on line 557

Назад

 

 



© Греки Украины, 2008 - 2015 Правовая информация и условия использования О портале