rus   ukr   ell   eng
         
  • Головна
  •  
  • Історія
  •  
  • Культура
  •  
  • Бізнес-Портал
  •  
  • Нерухомість
  •  
  • Магазин

Греція під Османським ярмом. 1453 - 1829 рр..

С XIV в. неудержимой лавиной хлынули в Европу турки-османы. В 1453 г. великий город на берегу Босфора пал под ударами турецких завоевателей. Это событие даже в наши дни греки вспоминают с большой горечью. С падением Константинополя Византийская империя прекратила существование, ее территория вошла в состав Османской империи. Константинополь был переименован в Стамбул и превращен в ее столицу.

В 1460 году практически вся Греция попала под власть Оттоманской империи, а еще через 200 лет турки изгнали венецианцев из немногочисленных оставшихся торговых центров. В 1669 году к Оттоманской империи был присоединен остров Крит и до XIX века Греция находилась в составе Оттоманской империи.

Значительные изменения в составе населения происходили в Греции периода османского владычества, поскольку власти, руководствуясь экономическими и политическими соображениями, осуществляли широкие переселения. Чтобы не оставаться под властью турок и не подвергнуться насильственному переселению многие греки бежали за границу.

Турки селились в городах и на плодородных равнинах Фракии, Македонии и Фессалии, где становились землевладельцами и чиновниками. Османская администрация создала всеохватную военно-ленную систему. Все источники дохода, в основном земельные наделы (самые мелкие из них назывались тимарами, средние - зеаметами, крупнейшие - хассами) жаловались в наследственное пользование и могли быть отобраны в случае

 неисполнения тимариотом (так именовался держатель тимара) принятых на себя обязательств, чаше всего касавшихся личного участия в войнах и поставки конников. На районы, где жили греки, была также распространена система набора янычар (т.н. «налог кровью»). Янычарский корпус - это регулярная пехота турецкой армии, набиравшаяся в основном из молодых обращенных в ислам христиан - попавших в плен, выкупленных у работорговцев или набранных в качестве рекрутов из детей христианских жителей внутренних районов в европейской части империи.

Народы османской империи делились на общины (миллеты) по религиозному принципу. Существовали миллеты мусульман, православных христиан, иудеев и армян. Глава каждого миллета отвечал перед турецкой администрацией за все стороны жизни своей общины, что соответствовало мусульманской традиции соединения религиозной и светской власти.

Миллет православных христиан, охватывавший почти всех греков империи, возглавлял Константинопольский патриарх. Он был приравнен в правах к министру султанского правительства, и его кандидатуру утверждал султан, который мог сместить его с этой должности. В последние десятилетия 15 в. на пост патриарха обычно назначали того, кто больше заплатит.

Немногим грекам на островах и в столице удалось постепенно скопить большие богатства и занять важные посты в администрации Османской империи, особенно в дипломатических и экономических ведомствах, где высоко ценились их опыт и знание языков. Греки селились в квартале Константинополя, называемом Фанар (маяк), отсюда пошло их прозвище - фанариоты. Помимо немногочисленных отпрысков византийской знати, в фанариотскую общину входили богатые купцы и откупщики (последние получали права на сбор налогов в определенном районе, уплачивая в султанскую казну крупную сумму денег). Фанариоты, предоставлявшие средства патриархам, взяли под свой контроль светские и финансовые дела церкви; кроме того, в их руках находились внешние сношения Османской империи и внутренняя торговля страны. Некоторыми провинциями, например Валахией и Молдовой в 18 в. управляли наместники-фанариоты.

Начальный период греческих восстаний против владычества султанской Турции начался в 1770 г. и продолжался до 1809 г. Он совпал по времени с Французской революцией и с национально-освободительным движением в Сербии. Вооруженные выступления происходили главным образом в Эпире, Фессалии и Македонии, но иногда распространялись до Пелопоннеса. От зарубежных греческих общин в Триесте и Вене мятежники получали финансовую и моральную поддержку. Православная церковь по-своему отреагировала на Французскую революцию и восстание в Греции, призвав упрочить Османскую империю как ниспосланную Богом защиту православных христиан от влияния Рима и французской «системы свободы». В ответ греческий эмигрант Адамантиос Кораис (известный также как литератор и филолог, основоположник современного греческого литературного языка) выступил с обличением высшего греческого духовенства и призвал к распространению светского образования.

В XVIII в., когда в горах шла партизанская война против захватчиков, именно церковь создавала так называемые "тайные школы" - в1814 г греческие торговцы из российской Одессы объединились в «Дружеское общество», тайную организацию, ставившую своей целью освобождение Греции. 15 марта 1821 г. в монастыре Агиа Лавра в Калаврите патриарх Германос поднял революционный флаг, давая сигнал к началу борьбы за независимость. Стихийные крестьянские выступления жестоко подавлялись: население восставших областей поголовно уничтожалось или продавалось в рабство. Борьба была кровопролитной, судьба многих повстанцев оказалась трагической.

Еще раньше турецкие власти издали постановления об ограничении размеров землевладений православных христиан. Например, на Пелопоннесе, где мусульмане составляли около 10% населения, доля принадлежавших им земель возросла с 2/3 в 1770 г. до 4/5 в 1814 г. Такое сочетание торгового и земельного кризисов увеличило привлекательность идей гетеристов для крестьянства и мелких торговцев. Несмотря на противодействие со стороны состоятельных греков, население Пелопоннеса, недовольное ухудшением своего экономического положения, подняло восстание против турок в 1821.
Это восстание переросло в девятилетнюю войну против османского ига. Антитурецкая борьба сопровождалась внутренними противоречиями в среде повстанцев, где в борьбе за власть сталкивались разные группировки: либералы и консерваторы, республиканцы и монархисты, федералисты и централисты, островитяне и жители континентальных областей. Антитурецкое восстание в Греции переросло в международный конфликт. Поскольку султан не мог подавить это восстание своими силами, он обратился за помощью к Египту, в то время автономной части Османской империи. В 1822 г. была провозглашена независимость Греции. Но кровопролитная война с превосходящей турецкой военной силой продолжалась еще много лет. Со всех концов Европы на помощь восставшим ехали добровольцы, среди которых был и великий английский поэт Байрон.

Передовые люди России горячо поддерживали освободительное движение греческого народа. А. С. Пушкин во время своей южной ссылки в Одессе и Кишиневе общался с этеристами и горячо сочувствовал им. Он посвятил народу Эллады чудесные стихи.
Египетская армия и флот, обученные европейцами, высадились в 1824 г. на Крите, а в 1825 г. - на материке и жестоко подавили восстание во многих районах Пелопоннеса. Расправа с греками привлекла внимание западных держав, поскольку многие в Европе сочувствовали восставшим и призывали свои правительства защитить колыбель западной цивилизации. Однако в официальных кругах Англии и Франции высказывались опасения, что в сложившейся ситуации может произойти интервенция России в Грецию, а это грозило нарушить равновесие сил в Европе.

Тем не менее великие державы согласились организовать совместную англо-франко-русскую эскадру, которая выступила в защиту греков и в 1827 г. разгромила египетско-турецкий флот в бухте Наварин. В 1828 г. Россия объявила Турции войну и добилась крупных успехов. Русско-турецкая война завершилась заключением Адрианопольского мирного договора в 1829 г.. Султан был вынужден признать независимость Греции. В 1830 г. три великие державы - Англия, Франция и Россия - подписали Лондонский протокол, который определил статус Греческого государства. а в 1834 г. Афины были объявлены ее столицей. Однако объединение греческих земель затянулось на долгие годы.

Турецкое господство продолжалось около четырёх столетий и оставило глубокий след в традициях, культуре и архитектуре страны. Сегодняшняя Греция, хотя и несомненно европейская страна, обладает восточным колоритом: это и по-восточному шумные базары, и оживлённая торговля на улицах, и неспешный ритм повседневной жизни. А вот обычай пить крепкий кофе, запивая его холодной водой (известный как «кофе по-турецки»), на самом деле был заимствован турками у греков.

В границы нового государства - королевства Греции вошли земли на Балканском полуострове южнее линии от залива Арты до залива Волос, остров Эвбея и острова Киклады. Фессалия и часть южного Эпира вошли в состав Греции после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., западная Фракия, остальная часть южного Эпира, южная часть македонских земель и остров Крит - после Балканских войн 1912-1913 гг., а Додеканесские острова- только в 1947 г. Однако греческое этническое самосознание и стремление к воссоединению у жителей этих земель всегда были высокими.

 

 


Назад

 

 
  • Головна
  •  
  • Історія
  •  
  • Культура
  •  
  • Бізнес-Портал
  •  
  • Нерухомість
  •  
  • Магазин



© Греки України, 2008 - 2013 Правова інформація і умови використання Про портал